САГААЛГАН - 2012 - Буддийский Новый Год 2012 - с 19 по 24 февраля

Санкт-Петербург, Приморский пр. 91, Дацан Гунзэчойнэй

 

22 февраля 2012 года наступит новый год по буддистскому календарю – год Черного водяного Дракона

 

По буддистской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски Сагаалган) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах. 

 

19 февраля, в дацане в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

 

20 февраля с 18 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер. Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу – символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая душу, потом в ладошках – как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти кусочки теста бросают в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма,  все плохое сгорит в костре. В то же время ламы готовят так называемый «сор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

 

Расписание на дни празднования Сагаалгана:

 

19 февраля (воскресенье)

10:00-18:00 – Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)

 

20 февраля (понедельник)

10:00-12:00 – молебен, посвященный сахюусану

18:00-19:30 – торжественный молебен Дугжууба 

19:30-19:40 –  подготовка к костру, необходимые обряды

19:40-20:00 –  костер

 

20:00 – заключительный молебен

 

21 февраля (вторник) – день поста (буту удэр, или «закрытый день»)

10:00-12:00 – молебен, посвященный сахюусану

15:00-16:20 – молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары)

 

22:00-05:00 – торжественный молебен Балден Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Черного Дракона, стихия – Вода

 

22 февраля (среда)

5:00 – торжественный молебен Сидор Лхамо, наступление Сагаалгана, обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия, угощение белой пищей (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло)

 

23 и 24 февраля (четверг, пятница) 

В эти дни лучше всего вешать хий морины (особые флажки) – совершать обряд запуска «коней ветра удачи». «Конь ветра удачи» – это символ, показывающий состояние благополучия человека. 

 

В традиции тибетско-монгольского буддизма Сагаалган является первым из шести самых важных ежегодных праздников – хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы Гелугпа Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 23 февраля по 10 марта.

 

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, а также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Дацан Гунзэчойнэй

 

17.02.2012 12:57